Маркировка печатных плат. Обзор технологии
Так, например, прослеживаемость даже в базовой версии не сможет быть внедрена на предприятии, если составляющие прослеживаемости невозможно отличить друг от друга.
В рамках организации прослеживаемости имеет смысл идентифицировать все аспекты, которые требуются к учёту и/или проверке при производстве продукции в зависимости от целей. К их числу можно отнести:
- информацию по заказам – номер, клиент, тарное место и т.п.;
- каждую производимую единицу продукции;
- сырьё – компоненты и расходные материалы;
- оснастку, необходимую для производства данного вида продукции;
- рабочие места, участки и машины, через которые продукт проходит в рамках производственного маршрута;
- работников предприятия, которые задействованы в непосредственном производственном процессе и т. п.
Каждый из этих элементов чаще всего описывается каким-либо индивидуальным уникальным цифровым кодом. В зависимости от идентификационного признака используют различные варианты присвоения уникального идентификатора:
- Наиболее часто используемые способы идентификации – маркировка или этикетирование при помощи штрихкодов для их последующего считывания. Используются линейный (1D) или двумерный (2D) коды. Последний применяют, когда требуется закодировать большое количество информации или когда в корпусе, на печатной плате или иных элементах продукта недостаточно места для размещения 1D-кода. Для каждой из групп штрихкода имеются свои типы символики (стандарты кодировки). Штрихкоды наносят при приёме сырья или в процессе производства (маркировщиком, наклейками или иным способом) или используются приходящие на производство маркировки (например, стандартная маркировка производителя компонентов).
- В отдельных случаях производители используют идентификацию способом RFID-меток, т.е. интегральных микросхем, установленных в изделии и хранящих уникальный идентификатор, считываемый на определённом расстоянии радиосигналом. Это позволяет считывать серийный номер устройства без видимого доступа к плате продукта, когда плата уже установлена в корпус или покрыта слоем герметика. Такой способ используют для идентификации сотрудников предприятия, участвующих в производственном процессе (с использованием персональных карт доступа).
Для нанесения штрихкодов могут быть использованы различные технологии и способы в зависимости от объекта идентификации и поверхности нанесения.
Лазерная маркировка
Для среднесерийной и крупносерийной сборки печатных узлов незаменимым инструментом маркировки печатных плат является автомат лазерной маркировки. Технология лазерной маркировки позволяет наносить 1D- или 2D-код, текст или графическое изображение на поверхностях, выполненных из керамики, металла или пластика. Управление процессом нанесения происходит при помощи встроенного программного обеспечения. Из преимуществ использования лазерной маркировки стоит выделить:
- низкую стоимость нанесения маркировки на единицу продукции;
- высокую скорость маркировки;
- возможность нанесения маркировки на изделия с рельефной поверхностью;
- высокую надёжность и минимальные расходы на техническое обслуживание.
Возможно использование лазерного маркировщика как в автоматизированной линии, так и установленного отдельно.